Чем голландская система образования отличается от русской?
Школа рекомендует ту программу, где ребенок способен учиться на шесть-восемь по десятибалльной шкале. Если ребенок не тянет на шестерку, значит, программа ему не под силу, а если учится на одни десятки, то, вероятно, его способности не реализованы в достаточной степени. В результате, конечно, есть шанс, что способный лентяй получит не тот диплом, который мог бы получить, если бы не ленился. Зато и те, у кого поздно проснулся интерес к учебе, имеют возможность проявить себя и перевестись на более высокий уровень, пусть и с потерей года.
Отличительные особенности голландских школ
Разделение детей на потоки с двенадцати лет очень пугает русских родителей в Голландии. Как можно в двенадцать лет судить о способностях ребенка?! Но в реальности все не так страшно, потому что рекомендация школы не окончательна. Очень часто бывает, что в средней школе все меняется. Например, дочка моей сотрудницы начала с VMBO, но ей очень хотелось учиться, она очень старалась и теперь заканчивает VWO. Такие случаи встречаются, но часто бывает и наоборот: ребенок скатывается на уровень ниже.
Кроме того, с любым школьным дипломом при желании и способностях можно в результате закончить университет. Голландская система позволяет повышать образование кому угодно и в любой момент. Например, моя подруга, умнейшая женщина и дочь академика, сначала закончила колледж, потом много лет работала, а в тридцать пять поступила в университет. Там ей составили программу на три года с учебой раз в неделю. Так, не отрываясь от работы, она получила диплом, и теперь стала начальником большого отдела, кстати, на неполную ставку.
На самом деле разделение на потоки, переходы с одного потока на другой и подбор посильной программы - это реализация все того же принципа: развитие в собственном темпе. Причем в Голландии смотрят не только на способности ребенка, но и на его зрелость, самостоятельность и интерес к учебе. Школа стимулирует желание учиться, но если способный мальчик ленится, то его хладнокровно переведут на уровень ниже. Если ему хочется поступать в университет - то пусть учится как следует, а если он пока не дорос до этого осознания - то придется учиться по программе попроще. Никто не станет тянуть его за уши и портить ему нервы. Лень - это тоже неотъемлемая часть этого мальчика, одна из составляющих его собственного темпа развития. Голландцы исходят из того, что ребенок старается так, как может и хочет, и мотивация должна исходить изнутри.
Конечно, бывает, что родители не согласны и бунтуют. Но разговаривать с учителями бесполезно. Чтобы перейти в следующий класс, нужно иметь максимум две пятерки или одну четверку. Все контрольные - письменные, для шестерки нужно набрать шестьдесят процентов правильных ответов. Переписывать контрольные нельзя, за устные ответы оценок не ставят, и учителя дают возможность заработать лишние очки крайне редко, и только если они могут это объективно обосновать. Например, девочка плохо написала контрольную по французскому, но учитель видит, что по новому материалу не сделано ни одной ошибки. Тогда он может дать возможность устно ответить по последней главе, чтобы исправить положение.
Понятно, что просто дико дарить учителям цветы и подарки и пытаться о чем-то договориться. Учитель - это представитель единой, неумолимой системы, и у вас есть только один способ исправить положение: улучшить знания и навыки ребенка, чтобы он успешнее писал контрольные. Вот и все, никаких вопросов. Школьная машина крутит жернова и делает свое дело, предлагая доброкачественные программы, каждому ребенку по его личным способностям и индивидуальным потребностям на данный конкретный момент.
Как работает высшая школа в Голландии?
С пятнадцати лет дети выбирают тот или другой набор предметов, основываясь на своих интересах и в расчете на будущую профессию. Уже в этот момент школа предлагает развернутую помощь: тесты, разговоры с учителями и завучем, информация, пробные уроки. На первый взгляд, большинство родителей полностью доверяют решение детям и школе. Но по статистике, к удивлению подростков, оказывается, что именно родители имеют решающее влияние. Это хорошая новость: мы влияем на наших детей уже самим своим существованием и образом жизни, нам не обязательно вмешиваться в процесс напрямую.
В старших классах VWO приходит время выбирать университет и специальность. Завуч объясняет родителям и детям: «Даже если вы точно знаете, где хотите учиться, съездите куда-нибудь еще на день открытых дверей, посмотрите и обязательно выберете еще хотя бы два-три варианта. Что если вы всегда хотели стать юристом и вдруг в последний момент обнаружили, что разбираться в законах - это смертная скука? А у вас больше нет никаких идей и никакой информации о других возможностях?!»
Все университеты устраивают дни открытых дверей. Студенты и преподаватели делают все возможное, чтобы привлечь абитуриентов. Но главная цель - это дать подросткам и их родителям понятную и точную информацию о том, что ждет детей во время учебы и дальнейшей карьеры, если они выберут ту или иную специальность.
Школа активно проводит тесты, распространяет информацию о днях открытых дверей, освобождает с этой целью от уроков. Конечно, бывает, что детям все равно трудно определиться. В этом случае родители могут обратиться за платными консультациями. Дочь наших соседей совсем не знала, что выбрать. Тогда родители договорились с ней, что она пройдет дорогостоящие частные тесты, но уж тогда выберет ту специальность, которую ей порекомендуют. Результат тестов привел девочку в шок: машиностроение! Одна из самых качественных, но и самых сложных и технических инженерных специальностей в Голландии. Первый курс прошел в переживаниях и сомнениях. Но постепенно девочка втянулась и почувствовала, что это действительно ее дело. Она давно закончила университет и, как и все выпускники-машиностроители, без проблем получила интересную и высокооплачиваемую работу, которой очень довольна.
Все двенадцать голландских университетов поддерживают примерно одинаково высокий уровень образования. Здесь нет престижных и непрестижных вузов. Студенты выбирают университет с наиболее приятной для них атмосферой. Кого-то привлекает старинный Лейден или столичный Амстердам. А кому-то нравится зеленый и приветливый студенческий городок университета Твенте на самом востоке страны.
Вопрос о поступлении в университет в Голландии не стоит. Диплом VWO - это гарантированный пропуск на любую специальность. Ограничения могут быть связаны только с набором предметов, выбранных в школе. Например, для поступления на прикладную математику необходимо иметь в аттестате математику В - предмет, который обычно не проходят ученики, выбравшие гуманитарное направление.
На большинстве специальностей достаточно мест, чтобы принять всех желающих. Но есть и исключения. Никого не удивляет, что на медицинский и юридический факультет заявлений больше, чем мест. В этих случаях в первую очередь допускают претендентов с высоким средним баллом. А остальные места - честное слово! - разыгрывают в лотерею, давая чуть более высокий шанс на выигрыш тем, у кого повыше оценки. Это кажется абсурдом! Я не уверена, что такая система существует хотя бы в одной стране мира, кроме Голландии. С другой стороны, голландцы всерьез исходят из того, что все школы одинаковые и все дипломы одинаковые и выпускной экзамен один на всех по всей стране. Но тогда лотерея - это единственный способ честно разыграть места среди совершенно равноправных абитуриентов!
Вот уже семь лет я работаю преподавателем в голландском университете. Я захожу в аудиторию и вижу перед собой около сотни первокурсников. На них приятно смотреть, с ними приятно иметь дело. Они спокойные, спортивные, доброжелательные, веселые, уверенные в себе. Они серьезно относятся к учебе, но не делают личной трагедии из плохих оценок. Как и в школьные годы, они по-прежнему считают очень важным, чтобы учеба им нравилась. Счастливые дети, которые выросли, и теперь готовятся стать счастливыми взрослыми.