Как вмешивается телевидение в досуг детей?
В 1950-е годы во многих западных обществах, когда телевидение только вошло в жизнь тех, кто тогда был детьми, и стало получать распространение, оно заняло большую часть их свободного времени. Это вмешательство телевидения в культуру отдыха детей породило горячие дискуссии в общественных и научных кругах, посвященные «эффекту замещения». Замещает ли просмотр телевизора другие важные виды деятельности, такие, как чтение, выполнение домашних заданий или прогулки и игры с друзьями? Хотя в то время подобные вопросы чаше всего задавались в негативной форме: отнимает ли просмотр телевизора то важное время, которое лучше было бы потратить на деятельность, способствующую умственному развитию (чтение, домашнюю работу): физическому развитию (прогулки на улице, спорт) и социальному развитию (игры с другими детьми, участие в общественных событиях)?
Телевидение и досуг детей
Сегодня практически невозможно исследовать такой «эффект замещения», поскольку телевидение стало жизненным фактом и неотъемлемой частью жизни большинства детей. Дети, растущие без телевизора, по всей вероятности, сильно отличаются от остальных либо в идеологическом плане (они воспитываются в очень религиозных или отвергающих телевидение семьях), либо по своему социально-экономическому положению (бедные или бездомные). Несколько комплексных исследований, проведенных на заре появления телевидения (в Канаде, США и Великобритании) в определенные моменты (всеобщие телевизионные забастовки или добровольный отказ от телевидения на какое-то время), пришли к сходным выводам.
Принципы теории «эффекта замещения»
Было выяснено, что телевидение привело к значительным изменениям в распределении детьми своего времени и организации деятельности вне дома. Тем не менее большинство зафиксированных изменений в распорядке дня детей не затронули время, посвященное домашней работе, играм с друзьями, чтению или сну, не беря в расчет тот недолгий период, когда телевизор был в новинку. В основном было перераспределено время, ранее отведенное другим СМИ. Почему же именно оно претерпело наибольшие изменения? На этот вопрос могут дать ответ следующие принципы теории «эффекта замещения»:
2. Несущественные побочные виды деятельности. Несущественные и неструктурированные виды деятельности замещаются организованными и структурированными. Этот принцип подразумевает, что дети освобождают время для просмотра телевизора за счет тех видов деятельности, которые не имеют четко определенных временных границ и воспринимаются ими как случайные (например, «болтаться» или «гулять» без определенной цели). Иными словами, телевидение замещает «ленивое» время «ничегонеделания». С другой стороны, свободное время для игр не оказалось занятым просмотром телевизора, возможно, потому что дети считали его очень важным и значимым для себя.
Сверх того, мы можем сказать, что больше чего бы то ни было телевидение ограничило в правах «скуку» и лень. Когда дома включен телевизор и можно переключаться с канала на канал, чтобы посмотреть ту или иную передачу, то уже не нужно думать, как бороться со скукой. Раздражает ли скука сегодняшних детей больше, чем их предшественников, более ли они нетерпеливы? И если это так, то влияет ли это душевное состояние на их поведение? Это интересные и еще не исследованные вопросы.