Как помочь ребенку противостоять давлению со стороны сверстников?
Когда дети достигают переходного возраста, с ними происходит ряд изменений. Это тот возраст, когда наряду с физиологическими изменениями у подростка появляется чувство неуверенности, часто меняется настроение, отмечаются вспышки гнева, вызывающее поведение, застенчивость и когда он подвергается давлению сверстников. Вполне естественно, что подростки хотят быть вместе со своими сверстниками и походить на них. Когда ваш ребенок достигает переходного возраста, он скорее всего столкнется с ситуациями, в которых на него будет оказываться нажим, чтобы он соответствовал требованиям группы.
Проблема давления сверстников
Давление сверстников может быть опасным, когда дети начинают ассоциировать себя с теми, кто руководствуется иными принципами или ценностями. Прежде чем произойдет подобное, вам необходимо призвать своего ребенка, когда он попадает в такую ситуацию, вести себя как уникальная личность, следующая собственным этическим и поведенческим нормам, а не подстраивающаяся под остальную часть группы.
Это тот случай, когда следует закрепить семейные правила или нормы поведения, которым следуют все члены семьи. Поговорите о ценностях, которые ваша семья считает важными, чтобы, когда ваши дети находятся в кругу своих сверстников, их собственное поведение определялось рядом известных им норм. Это поможет им оценить себя и свое поведение с точки зрения этих норм и ценностей. Это также поможет им сохранить связь с вами.
Подобное закрепление семейных ценностей важно, если, к примеру, ваших детей подстрекают пить, курить или совершать поступки, которые противоречат их собственным интересам и установленным вами семейным ценностям. Ваш ребенок должен обладать навыками, позволяющими ему воздержаться от подобных предложений. А чтобы он мог сказать: «Нет, я не хочу в этом участвовать», требуются ролевые игры дома и обучение тому, как ответить «нет» эффективным образом. Иногда детям полезно прикрыться родительским запретом, чтобы воздержаться от действий, которые, на их взгляд, являются ошибочными. Слова «Извини, но родители не разрешают мне это делать» помогут детям избегнуть опасности, пока У них недостанет мужества сказать: «Я не хочу этим заниматься».
Практические советы, как решить проблему давления сверстников
В ваш расширенный семейный круг необходимо включить друзей ваших детей, особенно в подростковый период. Покажите друзьям ваших детей, что значит быть частью вашей семьи. Приложите усилия к тому, чтобы лучше узнать друзей, которых выбрали ваши дети, особенно тех, кто может плохо на них повлиять. Совестливым детям будет нелегко склонить вашего ребенка к участию в безнравственных или рискованных предприятиях, если они хотят остаться хорошими друзьями вашей семьи.
Если родители сумели дома привить детям чувство общности, тем не нужно компенсировать недостаток подобных чувств крайними формами поведения, чтобы завоевать признание сверстников. Детям, которые принадлежат семьям, где их любят, поддерживают и ценят, легче стать членами других социальных групп и воспротивиться давлению сверстников.
Вполне естественно, что вы озабочены благополучием своих детей и хотите в определенной степени контролировать их поступки. Однако ваши дети хотят, чтобы им доверяли. Желательно, чтобы вы пришли с ними к согласию, определив, как именно вы можете отслеживать их местонахождение и действия, не вызывая у них чувства несвободы. Проверьте, осуществляется ли надлежащий надзор со стороны взрослых в доме, в котором ваши дети проводят время или участвуют в вечеринке. Если считаете нужным, договоритесь с ребенком, что в определенное время будете созваниваться с ним по мобильному телефону. Такие контрольные звонки, вероятно, будут смущать ваших детей и даже вызывать у них негодование: однако если они знают, что ваши действия продиктованы любовью и заботой об их благополучии, то смогут понять и охотнее принять их.
Несколько практических советов
1. Поговорите с вашими детьми о качествах, которые они считают наиболее важными у своих друзей. Пусть ваши дети оценят то, в какой степени они подражают этим качествам.
2. Поговорите с детьми о группах, к которым принадлежат члены семьи, и о поведении, которое ожидается от членов группы в разных ситуациях.
3. Пусть ваши дети опишут некоторые ситуации, в которых их ценности, скорее всего, будут отличаться от ценностей их сверстников и, возможно, будут даже раскритикованы сверстниками. Обсудите, что ваши дети могут сделать или сказать, чтобы разрешить подобные ситуации.