Какие существуют типы высшей нервной деятельности?

Что такое сигнальные системы и как они влияют на формирование типа высшей нервной деятельности?



При изучении высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил две сигнальные системы. При помощи первой мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи. Первая сигнальная система имеет дело с конкретными образами внешнего мира. Сюда же относятся и внутренние ощущения, например боль. Вторую сигнальную систему составляет слово, речь, и они становятся физиологической основой мышления.


В зависимости от особенностей соотношения между ними выделяют три свойственных только человеку типа высшей нервной деятельности: художественный тип – при относительном преобладании первой сигнальной системы, мыслительный – при относительном преобладании второй и средний тип – при относительной уравновешенности, сбалансированности обеих систем.


Люди с художественным типом высшей нервной деятельности характеризуются яркостью и непосредственностью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления и памяти, богатством воображения, фантазии, они более склонны к гуманитарным наукам, литературе и искусству, нередко сами рисуют, пишут стихи, а при наличии таланта становятся профессиональными литераторами, художниками, артистами.


Люди с мыслительным типом более расположены к анализу и систематизации, к обобщенному и абстрактному мышлению. Их больше привлекают теоретические науки, такие как математика, физика, философия. Им нравится играть в шахматы. Это положительные стороны того и другого типа. При неправильном воспитании развиваются отрицательные качества: поступки тех, кто руководствуется чувствами, нередко зависят от сиюминутного настроения. Такие люди очень непоследовательны, их мнение переменчиво, обещания ненадежны. Они часто искренне лгут, легко внушаемы и вовлекаются в разного рода авантюры.


В основе поступков людей мыслительного склада – логика, причем весьма прямолинейная, не учитывающая психологических тонкостей и нюансов в отношениях с людьми. Поэтому они обычно черствы и жестоки в общении, не понимают чужих переживаний, не чувствуют юмора. С ними тяжело общаться и в семейной жизни, и на производстве. К счастью, как и в случае с темпераментами, ярко выраженных «чистых представителей» того или иного типа можно встретить достаточно редко. Поскольку в основу деления на указанные типы центральной нервной системы положен принцип относительного преобладания одной сигнальной системы над другой, такое деление не исключает высокого развития обеих систем у представителей как художественного, так и мыслительного типа и не означает превосходства одного над другим.


«Зачем столь длинный экскурс в основы психологии?» – спросите вы. Дело в том, что мы должны научиться разбираться в самих себе, чтобы суметь скорректировать поведение и реакции на поступки нашего ребенка, это во-первых. А во-вторых, зная о таких особенностях, мы не станем делать из нашей исключительно художественной натуры дочери математика только потому, что сегодня программист – модная и высокооплачиваемая специальность. Разумнее, если мы учтем существование таких типов, примем это как данность и будем развивать все лучшее, что есть в наших детях.


Дети с художественным типом высшей нервной деятельности


Художественные натуры нужно приучать к усидчивости и собранности, раскрывая при этом прелесть интеллектуального труда. А маленьких «мыслителей» привлекать к участию в подвижных играх, посещению выставок, театров, чтению художественной литературы.


Среди девочек чаще, чем среди мальчиков, встречается художественный тип высшей нервной деятельности. Это естественно и закономерно и обусловлено самой женской сутью.


И еще одно предостережение: если вы, педагоги, или тренеры в спортивной школе обнаружили у вашей девочки некий талант, не старайтесь утрированно развивать одну сигнальную систему. Опасность утрированного превосходства одной системы над другой очень часто возникает именно у одаренных детей при неправильном воспитании, когда искусственно подстегивается развитие их способностей. В результате развитие такого ребенка становится односторонним, дисгармоничным, что чревато возникновением нервных нарушений и в конечном итоге приводит к снижению тех самых талантов, которые пытались развивать родители и учителя. Объясняется это тем, что интеллектуальная, практическая, эмоциональная и другие сферы деятельности ребенка формируются не синхронно. Обгоняя сверстников в одном, одаренный ребенок отстает от них в другом. Реальная опасность для него заключается в том, что, оторвавшись в определенном плане от своих сверстников, он может оказаться одиноким и лишенным детства. Поэтому таких детей нужно развивать и воспитывать прежде всего как личность, рассматривая одаренность как один из компонентов ее структуры.


Дети с мыслительным типом высшей нервной деятельности


К 7 годам абстрактное мышление у детей еще только начинает формироваться, то есть вторая сигнальная система находится в стадии развития и совершенствования. Таким образом, физиологически у детей младшего школьного возраста преобладает первая сигнальная система. Что это для нас с вами означает? Эмоциональная насыщенность обучения – требование, выдвигаемое законами детского мышления. Однако злоупотребление занимательностью может привести к неправильному развитию второй сигнальной системы. Вот почему вы должны быть всегда в курсе школьных дел вашего ребенка. Поясню это на примере.


Моя коллега отдала свою дочь в частную школу. И вот проходит месяц после начала занятий, и на вопрос, чем занимались на уроке, ребенок отвечает: «Играли». И через два, и через три месяца – то же самое. После «ревизии» навыков и умений, которые обычно первоклассник приобретает в первой учебной четверти, обнаружилось, что девочка не приобрела ничего нового по сравнению с тем, что умела до поступления в школу. Учительница, чтобы не наскучить детям, стремилась все свести к занимательности. А ведь в жизни не все бывает занимательным. А сама учеба – это труд, требующий и настойчивости, и усидчивости, и напряжения мысли. И готовить к этому труду нужно постепенно именно с первых дней в начальной школе, чего не делалось в той, которую посещала дочь моей знакомой. Она вынуждена была перевести девочку в гимназию, к учительнице, у которой училась сама. Смена методики преподавания не сильно отразилась на девочке, и вскоре все встало на свои места: и выполнение домашних заданий, и чтение стихов наизусть, и решение примеров...


Во время обучения в начальной школе уже к 3-му классу можно, правда приблизительно, сказать, какой тип высшей нервной деятельности преобладает у ребенка или они сбалансированы. Это ведь очень важно и для процесса обучения, и для наших родительских способов воспитания и воздействия.

Популярные сообщения из этого блога

Почему женщины покупают журналы с фотографиями моделей

Секрет привлекательности: все дело в походке

Психология спортивного соперничества: возьмите на заметку