Как предотвратить нарушение правил поведения детьми?

Какова бы ни была причина внезапно возникшего настойчивого сопротивления ребенком соблюдения домашних правил, отнесись к этому явлению как к призыву о помощи. Твоему ребенку некомфортно, он не дружит с миром, он сопротивляется ему. Не мучай себя вопросами: «Что же ты мне прямо не сказал? Зачем же именно так добиваться желаемого?» и им подобными. Постарайся избежать присущей многим родителям склонности навесить ярлык непослушного ребенка с вредным характером на своего ребенка. Приложи свои усилия к тому, чтобы в максимальной степени объективно и достоверно определить причину изменений в поведении ребенка. И после того, как ты ее найдешь, ты сможешь и внести столь востребованные ребенком изменения в форму и режим взаимодействия.



Твоим уверенным стартом может стать отказ от автоматических способов реагирования на проступок ребенка. Нетрудно предположить, что, когда ребенок нарушил правило, то первыми вырываются наружу из родителя чувства раздражения, гнева и обиды. Сопровождаются они попытками принудить ребенка к послушанию. В ходе чего и разгорается конфликт. А ты найди в себе силу не выплескивать на ребенка ту свою реакцию, что он и ожидал в ответ на свое непослушание. Да, ты можешь испытывать в такие минуты негативные эмоции (ты можешь быть, по меньшей мере, раздражен), не дай раздражению руководить своими действиями. Это не означает, что проступок ребенка остается проигнорирован тобой. Это означает, что ребенок перестает сталкиваться с неприемлемыми им, но ставшими уже для него привычными проявлениями твоего недовольства.


Глеб (ему пять лет) с недавних пор возымел «привычку», когда семья усаживалась смотреть телевизор, устраивать в доме полнейший кавардак. Он тащил всяческую посуду из кухни в комнату, где родители смотрели телевизор, доставал из шкафов все, что только мог, и сопровождал свою «игру» невообразимым шумом. При этом обвиняя родителей, что телевизор ему мешает. Чаще всего такое поведение Глеба заканчивалось наказанием, после которого расстроенные родители и ребенок в наполненной искрами атмосфере взаимных обвинений не менее половины часа восстанавливали порядок в квартире. Увещевания типа: «Вот когда ты будешь смотреть мультики, то я буду делать то же самое» - не дали ожидаемого результата. Были и беседы на тему о том, что у каждого есть свои любимые занятия, и если мама с папой смотрят фильм, то им в это время запрещено мешать. Никакого положительного эффекта.


Однажды вечером, когда начался показ детектива, родители повели себя иначе.


Глеб принес из кухни самую большую кастрюлю и принялся барабанить по ней своими игрушечными машинками. Папа сначала приглушил, а потом и вовсе выключил звук телевизора. Глеб от неожиданности замер как статуя.


Глеб: Ты почему выключил звук?


Папа: Я решил, что так будет интереснее смотреть кино. Ты можешь продолжать стучать.


Тут Глеб не выдержал возникшего напряжения и сам «раскрылся».


Глеб: Мне так не нравится. Ты с мамой смотришь кино. Мне скучно. Я расстроен, потому что мы не играем вместе. А потом я пойду в угол плакать, а потом понесу кастрюлю на кухню. (Глеб разразился плачем).


Папа присел к Глебу на пол, с трудом расчистив себе «посадочную полосу».


Папа: Я не наказываю тебя сейчас. Ты так сильно расстроен, что мы не вместе, когда я смотрю телевизор?


Глеб: Я не хочу в угол. Я хочу с тобой играть!


(Продолжает рыдать и усаживается к папе на колени).


Папа: Я еще больше не хочу, чтобы ты шел в угол. И я очень хочу играть вместе с тобой. А еще я очень не хочу сердиться и расстраиваться из-за этого кастрюльного грохота. Ты сможешь в детской построить танковый полигон? Я досматриваю фильм и сразу после его окончания мы устраиваем битву.


Глеб (слезы высохли): Я хочу с тобой строить.


Папа: Если я его буду строить с тобой, то не смогу увидеть фильм. Я буду расстроен и никакая игра не обрадует меня.


Глеб: А давай я построю полигон здесь. Я не буду тебе мешать. А ты сиди рядом, чтобы я тебя видел.


Папа: Согласен, но для стройки нужно место. Тебе предстоит сначала из этой комнаты все вещи разложить на свои места.


Глеб кивнул. И принялся наводить порядок. Папа включил звук телевизора. Все оставшееся время до конца фильма в семье был покой. Глеб время от времени молча дергал папу за руку и жестом указывал на очередное достижение в строительстве. Папа молча показывал свое одобрение результатов строительства. По окончании фильма состоялось игрушечное танковое сражение.


Главное, что сделал папа, - это разорвал замкнутый круг, в котором детская провокация традиционно сопровождалась наказанием. От него устали все, а не только одна из сторон. Настойчивые попытки Глеба любой ценой сконцентрировать внимание родителей на себе в данном случае весьма красноречиво лежали на поверхности. Но взрослый человек, став родителем, не превращается в жертву потребностей ребенка. У родителя есть и собственные интересы, предпочтения, потребности. Ребенок не придумал ничего лучше, чем сделать собственное наказание способом добиваться желаемого. Давай простим ему это. Глеб оперировал тем инструментом воздействия на родителей, что ему был знаком, Мальчик сам страдал, ведь та форма внимания, что ему доставалась, в результате не делала его счастливее. Потому-то Глеб и разрыдался. Возможно, потому-то Глеб и принял папино предложение о строительстве танкового полигона. Заметь, папа не сказал: «Ну займись, наконец, чем-нибудь сам и оставь меня в покое, пока не закончится фильм». Другими словами, папа не сказал, что его внимание и участие абсолютно недоступно в данный момент. Папа аккуратно сообщил, что он в игре, что для ее начала нужно поле деятельности и что роль Глеба велика и ответственна в том, чтобы совместная игра состоялась. А старт игре может быть дан, когда будет готов полигон и закончится фильм, причем никто из участников предстоящей игры к моменту старта не должен быть расстроен или огорчен. Для Глеба этого оказалось достаточным, чтобы теперь узнать и принять новую форму привлечения внимания родителей. Условно в восприятии ребенка ее можно изложить так: «Пока папа занят, я могу приготовить все для будущей игры с ним». В таком варианте поступок ребенка в большей степени промотивирован его собственным желанием совершить конкретные действия. Гармоничное внутреннее состояние ребенка восстановлено еще и за счет того, что порядок вещей понятен и прогнозируем. Стало ясно, чего и когда ждать: что, зачем и при каких условиях последует.

Популярные сообщения из этого блога

Почему женщины покупают журналы с фотографиями моделей

Секрет привлекательности: все дело в походке

Психология спортивного соперничества: возьмите на заметку