Как дети оценивают телевизионных персонажей и их поведение?

Оценки детей



То, как дети оценивают телевизионных персонажей и их поведение, является основополагающим в развитии их понимания. Исследователи утверждают, что для всех детей характерны одинаковые закономерности нравственного и умственного развития. Каждый ребенок в строго определенном порядке проходит некоторые стадии развития, каждая из которых существенно отличается от предыдущей. Аналогичным образом сфера нравственного оценивания развивается посредством комбинированного развития навыков, когнитивных схем и опыта. Дети проходят социализацию в семье начиная с самого раннего возраста и учатся подражать и доставлять удовольствие своим родителям, оправдывая их ожидания. Поскольку очень маленькие дети еще не успели когнитивные стандарты, определяющие «правильное, хорошее» и «неправильное, плохое», они сильно зависят от внешних установлений того, что в их обществе воспринимается как «правильное» или «неправильное». Когда они смотрят телевизор, им часто требуются подобные указания. И поэтому они задают вопросы вроде: «эти зеленые человечки хорошие или плохие?», пытаясь четко разделить мир на «плохое» и «хорошее».


Дети и телевидение: развитие нравственных оценок


Когда дети переходят в стадию конкретных операций, приблизительно в возрасте 7 лет, они постепенно вырабатывают самостоятельные нравственные установки и используют их как средство оценки человеческого поведения. Они начинают включать свое понимание мотивов поведения в процесс оценивания: одно и то же поведение будет расценено как хорошее или плохое в зависимости от его мотивов и сопутствующих обстоятельств. Постепенно дети начинают видеть мир не таким жестко поляризованным. Так, телевизионные персонажи, как и их реальные прототипы, не являются ни плохими, ни хорошими. Это сложно организованные существа, которые могут вести себя приемлемым или неприемлемым образом в различных ситуациях, обусловленных различными культурными нормами.


Давайте рассмотрим нравственное развитие на примере следующего исследования: детям показывают передачу о человеке, который замышляет преступление. Дети старше 10 лет, скорее всего, смогут охарактеризовать человека как «поступающего неправильно», когда им станут ясны его аморальные намерения (т.е. они поймут мотивы). Семи-восьми летние дети, скорее всего, расценят его как такового, когда он уже почти совершит преступление (т.е. они будут ориентироваться на непосредственные индикаторы поведения). Младшие дети, вероятнее всего, распознают преступника, когда его уже арестует полиция, поскольку «очевидно», что человек в наручниках, которого держит полицейский, не может не быть преступником (т.е. нравственное суждение основывается на внешних санкциях и индикаторах).

Популярные сообщения из этого блога

Почему женщины покупают журналы с фотографиями моделей

Секрет привлекательности: все дело в походке

Психология спортивного соперничества: возьмите на заметку