Как подстроиться под общение в формате, интересном ребенку?

Между мамой и ее сыном Степаном (ему почти шесть лет) уже очень долго существует противостояние - по вопросу о необходимости есть мясные продукты. Приводились аргументы: что мясо необходимо для того, чтобы были сильные мышцы, что надо быть похожим на папу, что все едят мясо, и многие другие. Применялись мамой и угрозы: тот, кто не ест мясо, тот не ест мороженое, пока мясо не доешь - не встанешь из-за стола и т. п. Никакие ее доводы пока не возымели своего положительного действия - суп, каша, картошка. Все что угодно, но только не мясные блюда.



Как-то раз мама обратила внимание на то, что у Степана появилось новое увлечение - книги про динозавров, мультфильмы с их участием, игры с динозаврами. Семья села обедать. Вменю сегодня наряду с иными блюдами - бефстроганов.


Степан: Я это не буду (показывает на тарелку со вторым обеденным блюдом).


Мама: И не надо. Сегодня мясной обед - только для динозавров-хищников. Его может есть тираннозавр, аллозавр или другой хищник. Всем остальным, кто не хищник, - пюре с подливкой и никакого мяса.


Степан: Аллозавр - это кто?


Мама: Это такой хищный динозавр. Он, конечно, поменьше тираннозавра, но маленьким его тоже никак не назовешь.


Степан: Значит, тираннозавр сильнее этого аллозавра?


Мама: Естественно! Он же один из самых больших и сильных хищников. Он без мяса пропадет.


Степан: Он что, умрет?


Мама: Он, может быть, и не умрет, но самым сильным динозавром в лесу он точно не будет!


Степан: Ему что, только мясо на обед подавай? (Задумчиво глядя на тарелку с бефстроганов). Значит, так. Когда я хищник, то я ем мясо, когда не хищник, тогда не ем.


Мама: А сейчас ты кто?


Степан: Сейчас я его попробую (показывает вилкой на тарелку), а потом решу


Мама: Как скажешь, только я что-то не припомню, чтобы динозавры добычей перебирали. Ты будешь первый в мире тираннозавр-гурман (улыбается).


Степан без особого рвения, но все-таки доел свою порцию минут за пятнадцать. Все это время беседа за столом так или иначе крутилась вокруг тем леса и животных.


Степан: Спасибо. Тираннозавру выбирать не приходится - что поймал в лесу, то и съел, иначе придется стать коровой и перейти на травку. А я не добыча - я хищник (грозно зарычал).


Степан убрал свою тарелку со стола и через минуту из детской раздался холодящий душу рев - Степан уже был в своем фантастическом лесу в окружении динозавров.


Вовремя ориентируясь, начиная понимать истинные мотивы, движущие ребенком в настоящее время, создавая аргументы, способные быть уместными и востребованными в контексте конкретной ситуации, - тебе и мне, собственно, и предоставляется возможность игровые моменты использовать в качестве почвы, на которой смогут приняться и прижиться ростки взращиваемого родителем взаимопонимания с ребенком. На языке профессиональных переговорщиков (есть такая профессия) такое поведение называется «калибровка». Для нас с тобой - это процесс, когда взрослый подстраивается под общение в формате, интересном ребенку в данный момент. Очень часто это происходит с нами, родителями, как бы в автоматическом режиме. Незаметно для самого себя родитель строит разговор с ребенком на волне, которая поглаживает эмоции и чувственные переживания ребенка. И это здорово. Если у тебя это не получается, как сама собой разумеющаяся форма взаимодействия, то этому можно научиться. Хочу предостеречь тебя: не стоит, осваивая какой-то новый прием взаимодействия, ставить себе сразу сверхзадачи. Делай это постепенно. Делай это творчески. Прогони соображения формального порядка: «Сейчас я стану калиброваться» - это звучит абсурдно. Скажи сам себе о том, что ты слышишь от самого ребенка: «О...о...о, эта тема как раз для...». И положи в контекст темы, предложенной самим ребенком, содержание того правила, которое окажется наиболее уместным с твоей точки зрения.


Можно ни на что не обращать внимания, продолжать и дальше методом устрашения и наказания добиваться послушания ребенка, ошибочно полагая, что продолжаешь его любить. Можно лживо утешать себя, что все, что ты делаешь, - это для него, для твоего чада. А то, что сейчас он не в силах тебя понять, то он поймет потом, со временем. Поймет и оценит, какую большую работу для него совершили родители. Но так ли будет это на самом деле?

Популярные сообщения из этого блога

Почему женщины покупают журналы с фотографиями моделей

Секрет привлекательности: все дело в походке

Психология спортивного соперничества: возьмите на заметку