Почему нельзя игнорировать плачущего ребенка?

Я согласна, что плакать детям полезно, но не хочу, чтобы они делали это рядом со мной. правильно ли говорить им идти плакать куда-нибудь в другое место?



Нужно ли находиться с плачущим ребенком рядом?


Я понимаю: находиться рядом с плачущим ребенком непросто, но важно помнить, что наш детский опыт обусловливает реакцию на поведение собственного малыша. Нам не было бы так трудно воспринимать эти всплески эмоций, если бы в детстве нам самим взрослые позволяли плакать и возмущаться, проявляя при этом сочувственное внимание.


Право на покой и тишину имеет каждый, и вы должны позволять себе какое-то время отдыхать от детей, будь вы родителем или воспитателем. Но когда малыши находятся под нашим присмотром, имеем ли мы право игнорировать их потребности во внимании просто из-за того, что это причиняет нам дискомфорт?


Сейчас в мире наблюдается стремление принуждать детей к самостоятельности. Одним из его проявлений является такая популярная ныне методика воспитания, как «тайм-аут», когда ребенка оставляют посидеть в одиночестве на стуле или отправляют в другую комнату. Этот подход основывается на том поведенческом тезисе, что неприемлемое поведение ребенка прекращается, если взрослые не обращают на него внимания.


Почему нельзя изолировать плачущего и негодующего ребенка?


Существует несколько причин, по которым я не рекомендую изолировать плачущего и негодующего ребенка или лишать его внимания. Во-первых, дети воспринимают это как наказание. Они думают, что поступают неправильно. Лишение детей любви и внимания в те моменты, когда они больше всего в этом нуждаются, снижает их самооценку, поскольку какая-то часть их сущности оказывается отвергнутой. Детям нужны бескорыстная любовь и сочувствие, а не то обусловленное внимание, которое мы проявляем к ним, когда они ведут себя хорошо.


Во-вторых, изоляция и лишение любви могут вызвать у малыша еще более острые чувства, которые лишь усилят его потребность в плаче. Ребенок, которого отослали в другую комнату, почувствует себя сконфуженным, незащищенным, растерянным, озлобленным, будет испытывать беспокойство и презрение. Если его оставляют сидеть на стуле отдельно от других детей, он в конце концов почувствует стыд и расстроится.


В-третьих, эта методика воспитания не приносит никакой пользы в плане выработки у ребенка моделей общения. Разве мы хотим, чтобы наши дети в будущем приказывали своим сотрудникам или супругам, находящимся в возбужденном или расстроенном состоянии, уходить в другую комнату и возвращаться только после того, как их поведение станет нормальным? Вместо того чтобы учить детей на какое-то время прекращать отношения с окружающими, разумнее продемонстрировать им способность внимательно выслушивать других людей, чтобы у них сформировался этот ценный для будущей жизни навык.


В-четвертых, дети, которых отправляют в другую комнату или заставляют тихо сидеть на стуле, когда они плачут, могут постепенно научиться подавлять свои эмоции. А вот когда взрослые воспринимают их боль и сочувствуют им, они могут полностью освободиться от своих болезненных чувств. Все запреты, налагаемые на этот процесс, наносят детям вред, поскольку повышают их недоверие к различным эмоциональным и физическим проявлениям.


И наконец, в-пятых, игнорирование плача и недовольства малышей негативно влияет на взаимоотношения родителей с детьми. Как мать двоих детей, я знаю, насколько важно быть открытой с детьми. Если мы отказываемся выслушивать маленьких детей, отталкивая их от себя потому, что нам не нравятся звуки их плача, как мы можем ожидать, что они, став подростками, будут обращаться к нам со своими проблемами? Они скорее научатся сами отталкивать нас, поскольку поймут, что мы отказываемся их выслушивать, и будут искать ту бескорыстную любовь и понимание, которых они не получают дома, где-нибудь в другом месте. Не забывайте, что через несколько лет ваши малыши станут взрослыми, и от того, как вы обращаетесь с ними сейчас, зависят ваши отношения в будущем.


Как я могу уделять внимание плачущему ребенку, если нужно присматривать сразу за несколькими детьми?


Конечно, удовлетворять эмоциональные потребности нескольких детей очень трудно. Особенно нелегко приходится родителям близнецов.


Вы должны понять, что никто не способен удовлетворять потребности всех детей одновременно. Если плачет не один ребенок, то только вам решать, кто требует внимания в первую очередь. Общий принцип состоит в том, что нужно как можно чаще обнимать ребенка и уделять ему больше внимания. Старшим же детям следует выразить свою поддержку улыбкой, словами, обнять их или одобрительно похлопать по плечу. Дети, наблюдающие вашу нежную реакцию на плач и крики другого ребенка, могут почувствовать ревность, но их все-таки несколько успокоит то, что выражать сильные эмоции допустимо.


Рекомендации воспитателям


Воспитание и уход за маленькими детьми - это очень напряженная работа. Но мы должны понимать, что нет ничего противоестественного в уходе за группами детей или в ответственности за нескольких детей в возрасте до трех лет.


В развитых странах дети этого возраста воспитываются, как правило, в ясельных группах. Это не идеальный вариант, но такова реальность, из которой мы должны извлечь максимальную пользу. Я рекомендую заведующим яслей и детских садов создавать малочисленные группы, обеспечивать максимально возможное постоянство обслуживающего персонала и устанавливать для детей индивидуальные режимы кормления и сна. А еще важнее - способствовать формированию сильной привязанности между детьми и воспитателями. Нужно создать такие условия, при которых дети будут максимально от воздействия стрессовых факторов, а их плач и возмущение станут восприниматься с сочувствием.

Популярные сообщения из этого блога

Почему женщины покупают журналы с фотографиями моделей

Секрет привлекательности: все дело в походке

Психология спортивного соперничества: возьмите на заметку